Субота, 25.11.2017, 00:58
Вітаю Вас Гость | RSS

Сайт 3-В класу школи № 1 м. Чернігова

Міні-чат
200
Наше опитування
Оцініть наш сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » 2015 » Вересень » 21 » Директор школы №1 Ольга Шелест: «Мы готовимся к выборам…президента школы»
14:20
Директор школы №1 Ольга Шелест: «Мы готовимся к выборам…президента школы»

     за матеріалами gorod.cn.ua

Тут до сих в коридорах гоняют младшенькие, сладко-сладко пахнет свежей выпечкой, а из широких окон струится яркий солнечный свет. Первая школа даже с новым директором все также уютна, улыбчива и многолюдна. Здесь учатся свыше 1200 учеников, но знаете, почему-то это совсем не ощущается. Создается впечатление, что школа совсем невелика, камерная что ли…  Как им это удается? Загадка.
Нынешнее 1 сентября первая школа встретила с новым директором – Ольгой Шелест. Но при ближайшем знакомстве выяснилось, что новая начальница не так уж и нова: ведь здесь училась не только она сама, но и ее родители, и даже сыновья ходят в эту же школу. Вот такая преемственность поколений. Сама педагог работает здесь вот уже 18 лет. Может быть, поэтому прежние традиции и уклад, введенные в обиход легендарной предшественницей Людмилой Геращенко (она же была директором школы, когда там училась еще совсем юная пани Ольга), будут только сохраняться и преумножаться.
 

 

Обо всем этом и не только - в интервью с Ольгой Шелест для нашего сайта. Если бы нашу собеседницу можно было описать одним словом, то, пожалуй, это был бы эпитет – светлая. У нее русые волосы, светлая улыбка и даже кабинет и тот светлый. Контрастировали эти светлые оттенки разве что с темным цветом костюма Ольги Шелест. Наш разговор начался с главной темы встречи – первой школы.
- Расскажите немного о себе, пожалуйста…
- Когда я писала для себя автобиографию, то почему-то поймала себя на мысли, что и писать особо нечего, так, три строчки. Зато какие: поступила в школу№1 и закончила ее же (улыбается). Училась я в тогдашнем педагогическом институте по специальности «история и английский язык». И пришла работать (делает многозначительную паузу) в школу номер 1.
- Карма…
- Да, видимо (смеется). Ну и благополучно я преподавала английский язык в этой школе.
- А сколько вы проработали в школе до назначения на пост директора?
- 18 лет.
- Солидно.
- А в прошлом году меня назначили завучем по учебно-воспитательной работе. В этом уже так случилось, что… (стала директором – авт.)
- А семья?
- Да, я замужем, у меня – двое сыновей. Старший студент 2-го курса нашего технологического университета. Закончил, угадайте, какую школу? (Мы смеемся) Я вам больше скажу: даже мой отец тут учился. И мой младший ребенок сейчас тоже здесь учится – в 4-м классе. Поэтому – с первой школой я по жизни.
 
- Не было ли каких-то предчувствий перед назначением?
- Не было. Правда, в этом году, в связи с этими всеми событиями, потому что все случилось со мной достаточно быстро… Вспомнилось, что когда я была первоклассницей, а жила я в районе, где нынешняя Пятницкая улица возле 19-й школы, то у нас все дети во дворе учились в 19-й либо в 8-й школах. Но мои родители почему-то были абсолютно уверены: я должна пойти именно в первую школу! Помните, тогда еще писали сочинения на тему «Зачем я учу английский язык?». А поскольку на дворе стоял 1982-й год, то меня за то, что я была вынуждена зубрить эту тарабарщину, наши соседи даже жалели. Мол, все дети ходят в НОРМАЛЬНЫЕ школы, с математикой и физикой, а меня всунули в ЭТУ школу (смеется).
- А вот назначение на должность директора стало ли для вас неожиданностью?
- Для меня стал большой неожиданностью уход Людмилы Викторовны. Для меня, как и для большинства, кто здесь учился – это вечный директор.
- А она уже работала, когда вы пришли учиться?
- Она меня выпускала, она меня принимала на работу… И для нас всех и для меня школа приобрела свое лицо, статус, традиции – только благодаря ей.
- Не хватает?
- Да, не хватает. И абсолютно честно хочу сказать, что мы между собой говорили: ну вот еще годик, и еще годик, а потом – пусть отдыхает. Если она хочет отдыхать. И каждый год мы себе продлевали удовольствие от работы с ней. Но когда она сказала, что вот, все, то это для меня стало полной неожиданностью. Все-таки мы надеялись, что еще чуть-чуть она поработает с нами.
- А сколько лет Людмила Викторовна поработала здесь?
- 26 лет только директором школы.
- Заходит на огонёк – чайку попить?
- Да, бывает.
- У каждой школы есть свои особенности. А чем первая школа отличается от остальных?
- Наверное, тем, что здесь присутствует дух свободы. Дух свободы среди детей. Я подчеркиваю: не анархии, а свободы. И вот эту нашу черту, пожалуй, именно Людмила Викторовна и привнесла в нашу школу.
 

 

- Сейчас очень много говорят касательно методик воспитания детей. А на чем, как кажется вам, стоит сделать дополнительный акцент, чего не хватает?
- То, чем весь наш коллектив занимается в целом – это попытка воспитать свободную личность. Но при этом, эта личность должна понимать, что она живет в обществе, где есть свои законы. И с выполнения иногда даже самых нелепых (как нам кажется) законов – начинается правовое государство. Детей учат мыслить, анализировать, иметь свое мнение, и иметь право его высказать. Но делать это так, чтобы это не было оскорбительно для остальных, чтобы мнение ребенка было всегда аргументировано. Чтобы спорный момент на уроке, допустим истории, не превращался в какую-то склоку, а был конструктивным разговором двух оппонентов.
- Вот вы уже упоминали, что Людмила Викторовна сделала эту школу такой, какой она есть. А что хотите сюда привнести вы?
- Прежде всего, я за поддержание традиций, которые уже существуют в этой школе…Ну и сегодня много говорят о национально-патриотическом воспитании детей. Я не считаю, что у нас в школе это никогда не делалось. Это было. Но может, стоит обратить чуть больше внимания на этот аспект. Ведь благополучное государство начинается с того, что человек гордится тем, что он живет именно здесь, в этой стране. Вот, наверное, надо научить наших детей любить и гордится Украиной.
- Как считаете, получается ли это в первой школе?
- Думаю, что да. Расскажу такую историю. В прошлом году для меня было очень показательно то, что на 1 сентября огромное количество вышиванок было одето на школьниках. Но при этом я не считаю, что патриотизм проявляется в том, чтобы вывесить флаги на каждом углу и всех обязать одеть вышиванки. Это не есть правильный путь к воспитанию у ребенка уважения и любви к своей стране. Это должно идти от души. В соцсетях я видела такую фразу, что окурок, брошенный в урну – гораздо более патриотичен, чем желто-голубая ленточка на машине. Я с этим 100% согласна. Патриотизм не в том, чтобы кричать на каждом углу, что ты патриот, а реально что-то делать для своей страны. Но возвращаясь к нашему 1-му сентября…Мы не говорили о том, что вышиванки нужно одеть обязательно. Это был порыв родителей и детей. Было, наверное, процентов 90 детей, которые пришли в вышитых сорочках… Это было очень приятно и радостно. Это потрясло.

 

(за дверями кабинета застучали дрелью)
- Ремонты продолжаются?
- Да. А куда деваться?
- Родители помогают? Ведь первая школа известна тем, что тут учатся и дети небедных и уважаемых родителей…
- Я бы вас поправила. Да, у нас много учеников из семей, как вы говорите, уважаемых родителей, но у нас разные дети. И мне очень приятно осознавать то, что родители дома дают детям достаточно воспитания для того, чтобы они не вели себя конфликтно, хотя и конфликты, бывают, возникают. Но до сих пор нам удавалось справляться. Мы пытаемся объяснить, что нет привилегированных слоев общества, все у нас равны и судим мы по делам…
- То есть, можно влепить двойку и ребенку из небедной семьи…
- (с вызовом в голосе) Да, вы знаете, у нас получается. Знаете, чего никогда не было в первой школе – здесь никогда не продавались оценки. Их всегда надо было заслужить и неважно кто твой папа. 
- Я знаю, что у вас в этом году было много желающих поступить…
- Да, у нас был большой конкурс. Но за счет того, что мы специализированная школа – мы проводили тестирование. Мы не просим рассказать таблицу умножения или английский алфавит. Тестирование – с психологом: о степени готовности ребенка к школе.
- Знаете, в соцсетях недавно обсуждали, что дети многих известных черниговцев – Валерия Кулича, Виталия Гольца, Сергея Журмана оказались компактно в одном классе – 1-А. Как так вышло?
- То, что там оказались эти дети – не более, чем стали звезды. Есть процедура. Родители, которые хотят отдать ребенка в первый класс, они сначала пишут заявление на тестирование, потом дети проходят тесты с психологом, потом уже на основании результатов на конкурсной основе мы вывешиваем списки  детей, которых мы готовы зачислить в первый класс. Мы не делим их на классы.  Родители ищут имя своего ребенка в списках, затем приходят и пишут заявление на зачисление. И уже в заявлении указывают: к какому педагогу они хотели бы пойти. Вопрос в том, что набирается класс 35-37 человек – мы его закрываем. И туда уже 44 ребенка не сядет, если в другом классе, например, сидит 26 человек. Если на то пошло, то 1-А класс был закрыт не первым.
- Другие классы, наверное, были более популярны….
- Наверное.
- А все-таки о 1-А… Там очень хороший классрук?
- Знаете, я очень уважаю всех своих коллег, они все – профессионалы. И если бы в этом году предстояло пойти в первый класс моему ребенку, то я не знаю, кого бы я выбрала. Наверное, написала бы пять фамилий на бумажках и тянула бы жребий.
- А известные родители предъявляли какие-то требования педагогам?
- Нет, учебный процесс протекает как обычно. Что касается родительских комитетов, то наши педагоги давно завели правило – делят класс на ровные части по списку в алфавитном порядке. В первом классе родительский комитет, грубо говоря, от буквы а до г и дальше по списку. Таким образом, все родители бывают в родительском комитете. Они одинаково задействованы. Если ребенок провинится – вызывать будем всех.
- Говорят, к вам не только в класс, но и на работу трудно попасть…
- Ну почему же? Мы в этом году приняли новеньких: учителя информатики, педагога-организатора. Практически каждый год у нас свежая кровь вливается в коллектив. Но да, мы предъявляем определенные требования, нужно пройти определенное собеседование, мы стараемся держать марку.
- Сейчас всем приходится сталкиваться с трудностями. Вот, сельские садики и школы уже теплым сентябрем думают, как переживут зиму, как будут кормить воспитанников. Какие трудности есть у первой школы?
- Да, и у нас тоже есть материальные моменты, это и вопросы ремонта. У нас есть извечная больная тема – наши коридоры. Их ремонт – это мечта номер один для Людмилы Викторовны. Мы это осознаем, но и понимаем – какие это огромные суммы. Есть у нас и недостаток учебников. На сегодняшний день, как и по всей стране, у нас 4-е и 7-е классы остались без учебников. Мы выдали старые, которые не очень соответствуют программе. Да, новые учебники доступны в электронном виде, но я не могу потребовать от родителей, чтобы они купили своему ребенку по планшету. Мы опять-таки возвращаемся к теме, что у каждой семьи свои материальные резервы.
- А с энергоносителями вопрос закрыт? В школе будет тепло этой зимой?
- Мы все на это надеемся. Но пока мы каникулы не переносим, учимся по тому же графику.
- Как и чем вам помогает городская власть?
-  Мы благодарны, что у нас наконец-то полностью сделан фасад. А не только с улицы. И еще нам доделали капитальный ремонт. Это – очень большая помощь. Еще потихоньку меняем окна…
- Мы рассмотрели стенгазеты в коридоре. Оказывается, у вас тут своя кампания намечается: по выбору президента школы…
- Да. Причем это мероприятие мы проводим очень тщательно, не для галочки. И всегда есть активные дети, которые с удовольствием в этом участвуют. В прошлом году наш президент выпустился, теперь вот настал черед новых выборов.
- А что входит в полномочия президента школы?
- Очень много. В течение года мы проводим множество благотворительных мероприятий, кампаний – для переселенцев, для бойцов АТО. Мы помогаем людям, которые находятся в психоневрологическом диспансере, наши детки ездят в интернат и на Николая поздравляют тамошних воспитанников. Плюс, есть еще общешкольные мероприятия… То есть, президент – это лицо школы, которое занимается организацией и координацией школьной работы.     
- Вы – педагог современный. У вас есть страницы в соцсетях. Как вы выстраиваете общение с учениками там?
- Вконтакте я свою страницу использую как учебный ресурс, я этого не скрываю, туда выкладываю домашние задания, дополнительную учебную информацию, например, упражнения…
- Зато сразу можно отследить – кто сидит дома, а кто нет…
- Да-да-да (улыбается). Ну а фейсбук больше для общения с друзьями, с выпускниками, это и деловая переписка – с нашими американскими партнерами. Плюс, в ФБ наши учителя, у нас есть два школьных музея – истории родного края и истории школы – ведут страничку этих музеев.
 
 
 
Музей родного края

И вдруг неожиданно на музейной теме наш разговор прерывается – в кабинет заходит ребенок. Мальчик с пристыженным видом обращается к директору. Мол, он баловался и его отправили сюда. Педагог недоумевает:
- А зачем ты баловался? На каком уроке?
- П-перед читанням.
- Ну давай мы вытянем руки из карманов. Мужчина ж не должен разговаривать, когда руки в карманах. Так что ты делал?
- Я повторял разные слова.
- А зачем ты это делал? Тебе неинтересно на уроке?
- Я это делал на перерве.
- А ты знаешь, что так вести себя нельзя?
- (кивает) Знаю.
- Ты же взрослый мальчик и знаешь, что так вести себя нельзя. Но ты это делаешь, чтобы что…?
- (тихонечко) Просто так.
- Просто так не бывает. Наверное, если тебе было весело, то кому-то в этот момент было плохо…
Ребенок кивает. Директор мягко задает вопрос:
- Какие мы выводы из этой ситуации сделаем?
- Будь ласка, я больше так не буду.
- Но ты же понимаешь, что ты дал слово как мужчина и поэтому должен его держать…?
Мальчик вновь кивает.
- Иди, но ты же слово дал. Я потом приду и проверю, как ты его сдержишь…
Ребенок уходит.
 
Сказать, что мы были удивлены этим диалогом – ничего не сказать.
- Мы не думали, что к вам – в кабинет директора – можно вот так запросто войти… В наших школах это было все равно, что на Голгофу идти…
- Дети не должны бояться ни учителей, ни завуча, ни директора. У нас даже есть правило: ученический билет мы не подписываем родителям. Мы всегда говорим, что это документ ребенка, пусть он учится решать сам эту задачу. Чтобы мама не водила за ручку, пусть сам идет и подписывает. Так, о чем мы говорили до этой ситуации?
- О музеях.
- Да, музеи у нас уникальны. Мы туда регулярно водим экскурсии, наши дети рассказывают об их истории создания, об экспонатах…
- А что там есть уникального?
- Да все! Тут все – принесенное нашими учениками и педагогами. Вот, например, старые стеклянные молочные бутылки – нынешние дети уже не знают, для чего эта тара. Есть платье. На первый взгляд – оно обычное, но чья-то бабушка замуж в нем выходила. Это – семейная реликвия, которая «живет» в нашем музее. Есть старые парты, есть перьевые ручки, есть букварь… Вот недавно показывала музей двум молодым людям лет 30-ти. Показываю букварь, ну тот еще, советский. И понимаю, что они уже по нему не учились, а для меня этот букварь – память, ведь я с ним в первый класс шла.
 
 
 
 
 
 
 

 

 

подарки иностранных гостей школы

- А директор школы чем увлекается?
- Я люблю вышивать. И это притом, что совершенно не умею рисовать. Вот такое у меня занятие, хотя времени на него катастрофически не хватает.
- А вот на семью, близких хватает времени? Ведь всем известно, что учительские дети – они особенные…
- Они – несчастные.
- Знаю по себе, что на них внимание распределяется по остаточному принципу…
- Как-то так. Старшему уже 19 и он в меньшей мере требует моего внимания, а младший сын…В общем, в очереди стоит. На общих основаниях…
- А как вы выстраиваете отношения со своими детьми в школе?
- Конечно, в школе мы соблюдаем формальности. Мама я дома, а здесь – я учитель, директор. И плюс ко всему я всегда прилагала максимум усилий, чтобы не оказаться на одной параллели, например, со старшим сыном. И не дай Бог, не преподавать у него, хотя в старших классах и пришлось совсем чуть-чуть.
- Сейчас такая ситуация в стране, когда в каждой школе среди выпускников есть участники АТО…
- Да и у нас таких двое. Слава Богу, живы.  Это были мои самые первые выпускники, которых я вела как классный руководитель с первого по одиннадцатый класс. Когда я узнала – для меня это был шок. Ведь для меня они не просто ученики, они – мои дети. Я переживала и переживаю за них. Всегда интересуюсь как они, где они… Ротировали ли их. Есть у нас в школе ученик, чей папа погиб в АТО, речь идет о знаменитом бойце Владимире Титарчуке… Для меня – это очень болезненные вопросы… До сих пор все никак не могу привыкнуть к тому, что идет война. Мы же всегда жили мирно…
 
 
Один из стендов в музее родного края, посвященный событиям 2013-2015 годов, а также АТО, в центре - кадры с Владимиром Титарчуком


- А у вас есть в школе дети переселенцев?
- Да. У нас есть такой ребенок. С ним очень долго работали наши психологи, чтобы он адаптировался к нашим условиям. Глядя на его детские рисунки – просто волосы становятся дыбом. Это страшно, когда ребенок из начальной школы рисует смерть, войну, боль… Что творится у него в голове при этом – можно только догадываться. 
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
- Я желаю испытывать всем чувство радости и гордости за своих детей, и конечно же, мира – в душе, семье, стране. Ну и не забывать свою школу.


Беседовали Анастасия Ярмоленко и Мария Васильева
 
 
 
 

 

 

 

Переглядів: 223 | Додав: shabalin74 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Вхід на сайт
Пошук
Календар
«  Вересень 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Aleksandr Shabalin © 2017
Безкоштовний хостинг uCoz